Ламповая катушка Тесла на ГУ-39Б-1
Добавлено: 13 фев 2018, 14:10
Всем привет! Так уж получилось, что я не так давно узнал о существовании этого форума, и о наличии на нём раздела, посвящённого катушкам Тесла. Посему выкладываю сюда свой последний проект по тематике данного раздела. Данная катушка была задумана мной довольно давно. Но взявшись бы за неё в то время, я скорее всего, не смог реализовать даже малой части того, что сейчас уже сделано.
Итак, катушка Тесла на мощном генераторном тетроде воздушного охлаждения ГУ-39Б-1. Лампа сама по себе довольно нетривиальная в использовании - ток накала 100А при напряжении накала 6,3В, это более 600вт только на один накал! Воздушное охлаждение анода не менее 600 кубометров в час, охлаждения требуют также и выводы катода и сеток. Лишь при поданном накальном напряжении и включенном обдуве анода она уже представляет из себя нехилую печку, чего уж говорить про номинальный режим. Впрочем, это всё можно прочесть в даташите к лампе. А теперь вернёмся к генератору.
Вначале был сделан накальник. Основа - трансформатор ОСМ-0,63. Первичка проводом 2мм, вторичка - таким же, но сложенным в 9 жил. Напряжение холостого хода 7,2в, хватает накалить и ГУ-10А. При подключении 39й проседает где-то на 0,3-0,4в, напряжение становится оптимальным на 39й, ещё немного садится на проводах. Сам транс лишь тёпленький, может работать неограниченно долго.
После припаял медную шину, чтобы можно было прикрутить провода до лампы. И тестово накалил ГУ-10А (опустив в ёмкость с водой)
Ну а после настала очередь ГУ-39Б-1
Это всё конечно хорошо, источник накала теперь есть. Но это лишь верх айсберга, и главное в любой катушке Тесла - это её колебательная система и источник анодного (основного) питания.
Начнём с первой. Для каркаса первички была куплена труба для канализации диаметром 25см. И медный одножильный провод диаметром 4мм. Сняв с него изоляцию, я намотал 35 витков, с отводом от верхних 6 витков. Больше, как правило, не нужно (опыт показал, что дальнейшую настройку лучше проводить, изменяя ёмкость ММС). Вот так оно начиналось...
Так моталось
После чего было пропитано лаком
Катушка обратной связи (ОС) намотана проводом аналогичным первичке, но толщиной 1,5мм. Технология такая же, в зазор между проводом укладывается нейлоновая верёвка, после чего всё пропитывается уретановым лаком. Витки с двух сторон каркаса также крепятся более тонкими шёлковыми нитками через отверстия в каркасе непосредственно к последнему, после чего с обратной стороны заливаются эпоксидкой (чтобы не пробило). Вот такая технология. Собственно, она никогда ещё не подводила меня.
Итак, с первичкой вроде закончили. Теперь - сердце блока питания - анодный трансформатор. Задумывая его, и начав поиск железа, я поначалу, и подумать не мог, какая же в реальности мощность будет нужна такому генератору. Начав с поиска трансформаторов габаритной мощностью от 4-5кВа, я смог найти выходной трансформатор от УПВ-1,25, имеющего выходной двухтактный каскад на двух лампах ГУ-81М. Габариты железа порадовали, впрочем, только лишь железо и было в нём ценно. Всё остальное делалось самостоятельно, были выточены из стеклотекстолита толщиной 6мм новые боковины каркаса, после чего приклеены к родным "трубам" из гетинаксоподобного материала.
Итак, катушка Тесла на мощном генераторном тетроде воздушного охлаждения ГУ-39Б-1. Лампа сама по себе довольно нетривиальная в использовании - ток накала 100А при напряжении накала 6,3В, это более 600вт только на один накал! Воздушное охлаждение анода не менее 600 кубометров в час, охлаждения требуют также и выводы катода и сеток. Лишь при поданном накальном напряжении и включенном обдуве анода она уже представляет из себя нехилую печку, чего уж говорить про номинальный режим. Впрочем, это всё можно прочесть в даташите к лампе. А теперь вернёмся к генератору.
Вначале был сделан накальник. Основа - трансформатор ОСМ-0,63. Первичка проводом 2мм, вторичка - таким же, но сложенным в 9 жил. Напряжение холостого хода 7,2в, хватает накалить и ГУ-10А. При подключении 39й проседает где-то на 0,3-0,4в, напряжение становится оптимальным на 39й, ещё немного садится на проводах. Сам транс лишь тёпленький, может работать неограниченно долго.
После припаял медную шину, чтобы можно было прикрутить провода до лампы. И тестово накалил ГУ-10А (опустив в ёмкость с водой)
Ну а после настала очередь ГУ-39Б-1
Это всё конечно хорошо, источник накала теперь есть. Но это лишь верх айсберга, и главное в любой катушке Тесла - это её колебательная система и источник анодного (основного) питания.
Начнём с первой. Для каркаса первички была куплена труба для канализации диаметром 25см. И медный одножильный провод диаметром 4мм. Сняв с него изоляцию, я намотал 35 витков, с отводом от верхних 6 витков. Больше, как правило, не нужно (опыт показал, что дальнейшую настройку лучше проводить, изменяя ёмкость ММС). Вот так оно начиналось...
Так моталось
После чего было пропитано лаком
Катушка обратной связи (ОС) намотана проводом аналогичным первичке, но толщиной 1,5мм. Технология такая же, в зазор между проводом укладывается нейлоновая верёвка, после чего всё пропитывается уретановым лаком. Витки с двух сторон каркаса также крепятся более тонкими шёлковыми нитками через отверстия в каркасе непосредственно к последнему, после чего с обратной стороны заливаются эпоксидкой (чтобы не пробило). Вот такая технология. Собственно, она никогда ещё не подводила меня.
Итак, с первичкой вроде закончили. Теперь - сердце блока питания - анодный трансформатор. Задумывая его, и начав поиск железа, я поначалу, и подумать не мог, какая же в реальности мощность будет нужна такому генератору. Начав с поиска трансформаторов габаритной мощностью от 4-5кВа, я смог найти выходной трансформатор от УПВ-1,25, имеющего выходной двухтактный каскад на двух лампах ГУ-81М. Габариты железа порадовали, впрочем, только лишь железо и было в нём ценно. Всё остальное делалось самостоятельно, были выточены из стеклотекстолита толщиной 6мм новые боковины каркаса, после чего приклеены к родным "трубам" из гетинаксоподобного материала.